Что такое кротость?
Змінити розмір шрифту:
Слово «кроткий» означает: «добрый, мягкий, тихий, спокойный, послушный, смиренный, покорный, сдержанный, переносящий оскорбления терпеливо и без возмущения».
Действительно, кротость – это великая добродетель, и она является одной из характеристик Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (К Галатам 5:22, 23).
Противоположен кроткому – «заносчивый, жестокий, упрямый, дикий, безжалостный, недобрый, неумолимый, грубый, свирепый человек, которому не хватает доброты и сочувствия».
Человек может казаться очень терпеливым, когда все идет гладко, но в тяжелых обстоятельствах он покажет, кем в действительности является. Некто однажды сказал: «Наступите человеку на мозоль – и он покажет свою истинную натуру. Вы увидите его реакцию: является он кротким или жестоким».
Кротость проявляется в тех, которые всегда – в любое время и при любых обстоятельствах – являются истинными последователями Христа, потому что они были с Ним и научились от Него. Кроткий человек готов вынести упрек, ложное обвинение и любое зло, которое может быть сказано против него, не воздавая тем же.
«Кротость – ценная добродетель, это готовность молча пострадать, готовность перенести испытания. Кротость делает человека терпеливым и довольным при любых обстоятельствах. Кротость всегда пробуждает в душе благодарность и сама слагает мелодии счастья, в благодати воспевая по сердцу Бога. Кротость молча переносит разочарования и несправедливость и никогда не мстит».1
ПРИМЕР МОИСЕЯ
В Библии мы находим людей, которые были очень терпеливыми и кроткими. Одним из них является Моисей. Мы читаем о нем: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числа 12:3).
Но Моисей не всегда был таким. Когда он был военачальником в Египте, его характер не был кротким. Библия рассказывает нам о том, что произошло в жизни Моисея:
«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке» (Исход 2:11, 12).
Из-за этой потери самообладания Моисею пришлось бежать из Египта в Мадиамскую пустыню, где он должен был смиренно работать – пасти овец и агнцев. Там ему пришлось забыть многое, чему он научился в Египте, и предстояло научиться многому, чего еще не знал. Слово Вдохновения рассказывает нам об этом слуге Божьем:
«Моисей был от природы вспыльчив. Будучи в Египте преуспевающим военачальником, любимцем царя и народа, он привык слышать похвалу и лесть. Люди тянулись к нему. И он собирался своими собственными силами избавить Израиль от рабства. Совершенно иные уроки пришлось постичь ему как представителю Божьему. Когда Моисей водил свои стада через дикие горы на зеленые пастбища в долинах, он учился вере и смирению, терпению, покорности и самоотверженности. Он научился заботиться о слабых, ухаживать за больными, искать потерявшихся, терпеливо относиться к непокорным, заботиться о ягнятах и кормить старых и ослабевших».2
Там, в пустыне, ухаживая за овцами, Моисей научился кротости. И он получил благословения, которые можем разделить и мы. Там, в отдалении, он написал книгу Бытие, которая рассказывает нам о происхождении неба и земли. Эта книга неоценима, так как описывает начало человеческой жизни, падение Адама и Евы и содержит обетование Искупителя. Приглядывая за овцами своего тестя, Моисей также написал книгу Иова, чьи терпение и кротость также достойны подражания.
«Долгие годы, проведенные в одиночестве в пустыне, не были потеряны. Там Моисей не только готовился к великой работе, которую ему предстояло совершить, но в это же время, под вдохновением Святого Духа, он написал книгу Бытие и книгу Иова, которые до конца времени с глубочайшим интересом будут читаться народом Божьим».3
«Сколько времени понадобилось Моисею, чтобы усвоить урок кротости и стать наиболее подходящей кандидатурой для руководителя израильской армии и вывести их из Египта? Он прошел большую школу. В течение сорока лет он пас овец в долине Мадиамской, постоянно учась быть хорошим пастырем стада. В своем положении пастуха он был призван заботиться о слабых, направлять колеблющихся, искать заблудших. Это и послужило для него подготовительной базой, ведь ему предстояло стать вождем Израиля. В заботе о стаде Божьем он был призван поддерживать слабых, указывать путь заблудшим и возвращать потерянных».4
Уроки, которым Моисей научился в Мадиамской пустыне, были очень ценны для него, так как он должен был вывести народ Израильский из Египта в Обетованную землю. Вести непокорную, смешанную толпу людей было сложным заданием. Они много раз обвиняли Моисея во всех трудностях, которые им пришлось пережить в пустыне. Но Моисей был уже другим человеком; он не собирался теперь отвечать тем же или мстить этому упрямому народу.
«Поразмышляй о жизни Моисея! Самой выдающейся чертой его характера была кротость, которую он проявлял среди ропотников, мятежников и провокаторов».5
«В школе природы, где Сам Христос был Учителем, [Моисей] размышлял и учился урокам смирения, кротости, веры, доверия и смиренному образу жизни – и все это приближало его душу еще ближе к Богу».6
«Это благодать Божья сделала Моисея кротчайшим человеком на земле. Если мы будем учиться у Божественного Учителя, то проявим это драгоценное качество».7
АГНЕЦ БОЖИЙ
Кротость овцы заметна, когда ее стригут. Очень часто стригущий, спеша завершить свою работу, ранит кожу овцы, однако она не кричит. Даже когда ее ведут на заклание, она не отверзает уст своих. Я лично видел убиение агнца, и когда бедное животное осознало, что его собираются лишить жизни, из его глаз потекли слезы, но никто не услышал ни крика, ни стона. Пророк Исаия говорит об Иисусе: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаии 53:7).
Являемся ли мы кроткими, терпеливыми, мягкими и смиренными по своей природе? Готовы ли мы сохранять молчание перед нашими обвинителями и теми, кто плохо обращается с нами? Давайте честно признаем, что мы далеки от кротости. Но если Моисей научился кротости, то и мы можем научиться. В пустыне у агнцев он научился быть терпеливым, любящим, заботливым и кротким. Подобным же образом, мы можем научиться у Агнца Божьего Его Божественным качествам.
«Пусть импульсивные, самонадеянные и мстительные посмотрят на Смиренного и Кроткого, Которого вели, как агнца на заклание, безмолвного, как бессловесная овечка перед стригущими ее. Пусть посмотрят на Того, Кого пронзили наши грехи и обременили наши скорби, и научатся выносливости, терпению и прощению».8
«Когда грешник осознает свой грех, то находится в таком состоянии, когда может быть привлечен ко Христу посредством той удивительной любви, которая была проявлена на Голгофском кресте. Если он - смиренный и кающийся, то не ищет прощения в Законе, который нарушил, но обращается к Богу, Который дарует прощение и освящение через Своего возлюбленного Сына. Когда он взирает на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира, то начинает любить Его, и, взирая, изменяется по Его образу Его».9
Если мы когда-либо войдем в Небесное блаженство, то должны стать кроткими, взяв на себя бремя Иисуса и учась от Него. Он приглашает нас:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (От Матфея 11:28-30).
«ВОЗЬМИТЕ ИГО МОЕ»
Прежде чем мы сможем стать кроткими, мы должны взять на себя бремя Иисуса. Для вспашки почвы два вола впрягались вместе в ярмо. Молодой, необученный вол впрягался вместе с более старым, опытным. Одно ярмо одевалось на шеи обоих. Вначале упрямый вол не знал, как идти в ногу с прирученным волом, и большую часть времени его движения были беспорядочными и несогласованными. Когда им надо было тянуть плуг, молодой останавливался. И затем, когда более старый тянул плуг, молодой бежал вперед и иногда даже пересекал борозду перед другим волом. Тогда обученный вол должен был удерживать необученного. Так продолжалось, пока молодой, неспокойный вол не приучался идти в ногу с более старым волом. Пока мы полностью доверяем Господу, Он будет управлять нами. Он удерживает нас, когда мы хотим бежать вперед, и тянет нас вперед, когда мы хотим стоять. Он говорит нам, что мы должны научиться у Него. Он кроток и смирен сердцем. Когда мы день за днем идем в ногу с Иисусом, то обучаемся, и впоследствии начинаем подражать Его жизни, Его характеру, и становимся способны служить Ему.
«Наш дорогой Спаситель приглашает нас присоединиться к Нему, соединить нашу немощь с Его силой, наше незнание – с Его мудростью, наше недостоинство – с Его заслугами. Провидение Божье является школой, в которой мы должны учиться кротости и смирению Иисуса».10
УЧАСЬ У ИИСУСА
«Мы должны пройти школу Христа, чтобы научиться у Него кротости и смирению».11
Мы можем пытаться победить наши злые черты характера и стараться стать кроткими и терпеливыми. Но если мы не покорим себя и не согнем нашу шею под ярмо Иисуса, то никогда не будем иметь успеха, никогда не научимся уроку, которому научился Моисей.
«Люди могут приобрести все познания, которые может передать им человеческий учитель, но Бог требует от них еще большей мудрости. Подобно Моисею, они должны научиться кротости, смирению сердца и не доверять своему «я».12
«Люди с кроткими и смиренными сердцами желают иметь совет на каждом шагу. И Господь говорит им: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня». Учиться от Иисуса – наше великое преимущество. Если же чьи-то сердца полны самоуверенности, считая, что они должны быть советниками, вместо того, чтобы стремиться получить советы от своих старших братьев, то такие люди лелеют в себе недобрые побуждения, ведущие их по опасному пути».13
Сидя у ног Иисуса, слушая Его слова, как это делала Мария, мы познаем Его. Мы будем восхищаться Его жизнью, Его характером, Его любовью, тем, что Он унизил Себя, став человеком, для того чтобы спасти человечество от их грехов. Мы узнаем, как Он кроток и смирен сердцем.
«Святой Дух сделает нас победителями и приведет к ногам Иисуса, у которых некогда сидела Мария, чтобы научиться Его кротости и смирению».14
«Нигде более эффективно не преподаются уроки христоподобной кротости, смирения сердца, почитания священного, чем в школе Христа».15
ЕГО ИГО НЕ ТЯЖКО
Иго Иисуса легкое, а не тяжелое, обременительное или тягостное. Апостол Иоанн говорит нам, что заповеди Божьи не тяжки, не обременительны, но легки. Если мы будем пытаться нести это иго сами, то у нас ничего не получится; мы не выдержим этого. Но Иисус несет более тяжелую часть и призывает нас быть соработниками с Ним.
«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоанна 5:3).
«Иго – это орудие служения. Его надевают на животное для того, чтобы оно могло работать. На этом примере Христос стремится открыть нам одну истину: мы призваны на служение, которое продлится до конца наших дней. Мы должны взять на себя Его иго, чтобы стать Его соработниками.
Иго, которое делает нас служителями Бога, –это Его Закон. Великий Закон любви, открытый в Эдеме, провозглашенный с Синая и запечатленный в сердцах Новым Заветом, отдает нас на волю Божью. Если бы мы были оставлены во власти своих наклонностей и своей воли, то попали бы в стан сатаны и приобрели его качества. Поэтому Бог подчиняет нас Своей воле – святой, возвышенной и благородной. Он хочет, чтобы мы терпеливо и мудро несли свое служение. Сам Христос, находясь в человеческой плоти, взял на Себя это иго служения». 16
КРОТКИЕ НАСЛЕДУЮТ ЗЕМЛЮ
В Библии нам обещано, что кроткие будут спасены, наследуют обновленную землю и будут обитать на ней всю вечность. Вот некоторые обетования, записанные как в Ветхом, так и в Новых Заветах:
«А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалтирь 36:11).
«Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Псалтирь 36:29).
«Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением» (Псалтирь 149:4).
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (От Матфея 5:5).
Противоположные этому тексту слова будут звучать так: «Прокляты жестокие, ибо они не наследуют землю».
«Всякое высокомерие и самовозвышение должно быть удалено от нас, и мы должны научиться кротости и смирению Христа, ибо в противном случае в Царстве Небесном не найдется места для нас».17
«Среди тех особенностей, которые должны отличать народ Божий от мира в эти последние дни, ярко выделяются смирение и кротость».18
ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ДЛЯ ЦАРСТВА
«Если Христос живет в нас, мы будем христианами, как дома, так и вне его. Христианин будет любезен со своими родственниками и друзьями. Он будет добр, вежлив, любвеобилен, полон сочувствия и будет воспитывать себя для жизни в Небесной семье. Если он является членом Царственной семьи, то будет представлять то Царство, куда он направляется. Он будет с нежностью общаться со своими детьми, ибо он будет понимать, что они также являются подданными Бога, членами Небесного двора. Среди детей Божьих нет духа грубости; ибо плоды духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Тот дух, который лелеется в доме, будет проявляться и в церкви. О, мы должны обучать душу быть сострадательной, нежной, заботливой, полной прощения и участия. Нам следует оставить всю суету, все безрассудные разговоры, подшучивания и анекдоты, однако мы не должны становиться холодными, черствыми и замкнутыми. Дух Господень должен пребывать на вас, пока вы не станете как благоухающий цветок Божьего сада. Вы должны постоянно говорить о свете Иисуса, Солнца праведности, пока не изменитесь от славы в славу, от характера в характер, продолжая двигаться от силы в силу и все больше отражая драгоценный образ Иисуса. Когда вы совершите это, Господь запишет в небесных книгах: «Хорошо весьма», ибо вы олицетворяете Иисуса.
Христиане не должны быть жестокосердыми и недоступными. Иисус должен отражаться в нашем поведении, и нам следует иметь характер, наполненный красотой Небесной благодати. Присутствие Божье должно обитать среди нас, и где бы мы ни находились, мы должны нести свет миру. Находящиеся вокруг должны понять, что вас окружает атмосфера Небес.
Но многие из вас говорят: «Как я могу перестать грешить? Я пытался победить, но у меня ничего не получается». Своей силой вы никогда не сможете, вы проиграете; но вам может помочь Тот, Кто является Всемогущим! С Его силой вы сможете стать больше, чем победителем! Вы должны встать и сказать: «С помощью благодати Божьей я стану победителем». Соедините свою волю с Божьей волей, и постоянно взирая оком веры на Начальника и Совершителя вашей веры, вы сможете сделать свои пути прямыми! Когда вы искушаетесь, то скажите: «Иисус – мой Спаситель, я люблю Его, потому что Он прежде возлюбил меня». Покажите, что вы доверяете Ему. Когда вы идете по улице, когда вы совершаете работу по дому, то можете общаться с вашим Господом. Ухватитесь за Него живой верой и верьте Слову Божьему полностью».19
Ссылки:
- Моя жизнь сегодня. – С.56.
- Служение исцеления. – С.474, 475.
- Знамения времени, 19 февраля 1880 года.
- Там же, 16 января 1893 года.
- Свидетельства для церкви. – Т.4. – С.368.
- Основы христианского воспитания. – С.342.
- Знамения времени, 16 января 1893 года.
- Воспитание. – С.257.
- Знамения времени, 7 июля 1890 года.
- Великая борьба. – С.623.
- Желание веков. – С.330.
- Советы родителям, учителям и студентам. – С.410.
- Свидетельства для проповедников. – С.501.
- Там же. – С.223.
- Основы христианского воспитания. – С.343.
- Желание веков. – С.329.
- Ревью энд Геральд, 5 июля 1887 года.
- Свидетельства для церкви. – Т.4. – С.226.
- Ревью энд Геральд, 20 сентября 1892 года.
Обери шлях святості – прочитай книгу «Дорога до Христа»