Голос в Виттенберге
Изменить размер шрифта:
ВЕРНЫЕ БОЖЬИ СВИДЕТЕЛИ
«А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Исаии 43:10).
В каждом веке истории мира Бог имел верных вестников, которые как свидетели представляли Его Божественный характер. Они должны были провозглашать истину, выраженную в Его Слове – в Священном Писании. Они возвышали свои голоса против преобладающей испорченности, призывая нечестивых людей обратиться к Богу. План спасения необходимо было представить всем людям. Господь никогда не допускал, чтобы истина была стерта или полностью забыта. Даже в период наибольшего неведения Божьей воли Бог побуждал верных вестников возвестить народу весть спасения. Так это было в период Темного Средневековья, когда истины Слова Божьего были неизвестны большинству людей, называющих себя христианами.
В XVI столетии, во времена Темного Средневековья, Бог избрал верных свидетелей, чтобы они рассеяли преобладающую тьму и неведение. Одним из этих выдающихся свидетелей был Мартин Лютер.
«Самое выдающееся место среди тех, которые были призваны вывести церковь из мрака папства на свет более совершенной и чистой веры, занимает Мартин Лютер. Ревностный, пламенный и преданный, не знающий другого страха, кроме Божьего, и не признающий иного основания для веры, кроме Священного Писания, Лютер был человеком своего времени»1
Мартин был посвящен в сан священника в 1508 году. В 1512 году он решил посетить Рим. Когда он увидел город на семи холмах, то воскликнул: «Святой Рим, я приветствую тебя!». Но как велико было его разочарование, когда он прибыл туда!
«[Лютер] вошел в город, посетил церкви, прислушался к удивительным рассказам, повторяемым священниками и монахами, и принял участие во всех установленных церемониях. Повсюду он видел картины, наполняющие его душу ужасом и удивлением. Он видел, что беззаконие занимало главенствующее место среди всех классов духовенства. Он слышал непристойные шутки со стороны прелатов и приходил в ужас, глядя на их страшное богохульство даже во время мессы. Находясь в среде монахов и жителей города, он повсюду встречал расточительство и распутство. Куда бы он ни обратился, вместо святости он наталкивался на осквернение».2
«В своем декрете папа обещал отпущение грехов всем тем, которые на коленях поднимутся по так называемой «Пилатовой лестнице»… Однажды (в 1512 году), когда Лютер благоговейно на коленях поднимался по ней, вдруг голос, подобный грому, казалось, сказал ему: «Праведный верою жив будет» (К Римлянам 1:17). Он вскочил на ноги и с ужасом и стыдом поспешно удалился. Этот текст никогда не утратил своей силы над его душой. С того момента, как никогда раньше, Лютер увидел всю обманчивость надежды на человеческие дела для получения спасения и понял необходимость постоянной веры в заслуги Христа».3
ЛЮТЕР ПРЕПОДАЕТ В ВИТТЕНБЕРГЕ
После своего возвращения из Рима, в 1512 году, Лютер получил в Виттенбергском университете степень доктора богословия и начал преподавать в университете. Здесь он начал сомневаться в некоторых доктринах римско-католической церкви. У него изменились понятия о покаянии, праведности, оправдании и спасении.
Находясь в Виттенберге, «[Лютер] начал усердно изучать Библию на языках оригинала. Он начал читать лекции по Библии, и перед его изумленными слушателями открылись книга Псалмов, Евангелия и Послания. Штаупиц, его друг и учитель, побудил его проповедовать Слово Божье с кафедры. Лютер колебался, чувствуя себя недостойным говорить народу от имени Христа. Только после долгой внутренней борьбы он, наконец, уступил просьбам своих друзей. К тому времени он уже хорошо знал Библию, и благодать Божья покоилась на нем. Его красноречие пленяло слушателей. Сила и ясность излагаемой им истины убеждала их в его правоте, и его пламенные речи трогали сердца».4
«Лютер понимал, как опасно возвышать человеческие теории над Словом Божьим. Он бесстрашно нападал на безбожные рассуждения богословов, критикуя философию и богословие, которые так долго сохраняли свое господствующее влияние над народом. Он отверг их учения, указывая при этом не только на их бесполезность, но и на их вред, стараясь при этом обратить умы своих слушателей от лжемудрствования философов и богословов к вечным истинам, изложенным пророками и апостолами.
Он нес жаждущей толпе драгоценную весть, и люди с напряженным вниманием вслушивались в его слова. Они никогда еще не слышали ничего подобного. Благая весть о любви Спасителя, уверенность в прощении и мире посредством Его искупительной Крови – все это вселяло радость в их сердца и пробуждало в них бессмертную надежду. В Виттенберге был зажжен свет, лучи которого должны были дойти до самых отдаленных уголков земли, и яркость которого должна была все больше возрастать с приближением конца времени».5
УЧЕНИЕ ОБ ИНДУЛЬГЕНЦИЯХ
Больше всего Лютер спорил по вопросу учения об индульгенциях, посредством которых церковь предлагала освободить грешников от наказания и даровать полное прощение грехов, совершенных в прошлом, настоящем и даже в будущем. В 1517 году Лютер разгневался, когда увидел, что даже его прихожане стали представлять индульгенции, которые они купили в соседнем городе у Иоганна Тецеля, доминиканского монаха. Тецель продавал документ, который содержал доктрину об индульгенциях, чтобы собрать средства на постройку церкви Святого Петра. Каким было содержание этого документа? Мы читаем о нем следующее:
«Перед входящим в город Тецелем шел глашатай, который кричал: «Милость Божья и святого папы теперь у ваших ворот»… Эта отвратительная торговля проводилась в церкви, и Тецель с кафедры превозносил индульгенцию как самый драгоценный дар Божий. Он объяснял, что индульгенции отпускают их обладателю грехи, которые тот совершает как в настоящем, так и будущем времени, и что уже «нет необходимости в раскаянии». Даже более того, он заверял своих слушателей, что индульгенции обладают силой спасать не только живых, но и умерших, и стоит только деньгам зазвенеть в его ящике, как душа вылетает из ада и попадает на небо».6
«Так как Тецель по-прежнему продолжал свою торговлю и свои нечестивые притязания, Лютер решил принять более эффективные меры против этого вопиющего злоупотребления. Вскоре ему представилась такая возможность. В Виттенбергской церкви хранилось много святых мощей, которые в определенные святые праздники выставлялись перед народом, и всем тем, которые приходили в церковь и исповедовались, раздавалось отпущение грехов. В такие дни собиралось особенно много народу. Приближался один из самых больших праздников – праздник всех святых (1 ноября 1517 года). Накануне Лютер смешался с толпой, направляющейся к церкви, и пригвоздил к церковным дверям лист бумаги с девяноста пятью тезисами против учения об индульгенциях. Он заявил о своей готовности на следующий день в университете, в присутствии своих противников, защищать эти тезисы».7
Мы здесь представляем некоторые пункты, взятые из 95 тезисов Лютера:
«6. Папа римский не может прощать никакой грех, кроме как признать его и показать, что он прощен Богом, и согласиться с Божьим прощением.
7. Бог не прощает грех никому, пока Он не смирит его во всем и не покорит Своему наместнику, священнику.
8. Церковные правила покаяния налагаются только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших…
10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые говорят, что умершие могут раскаяться в чистилище...
21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается…
32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством этих грамот прощения они обрели спасение.
33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции – это бесценный Божий дар, посредством которого человек примиряется с Богом…
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, даже без индульгенций.
52. Тщетно упование на спасение посредством этих грамот прощения, даже если представитель епископа, мало того, даже если сам папа отдаст за них в заклад собственную душу…
76. Мы же, напротив, говорим, что папское прощение не может удалить даже самые извинительные грехи, поскольку...
79. Утверждать, что водруженный [проповедниками индульгенций] крест с папским гербом равносилен кресту Христову, значит богохульствовать.
80. Епископам, священникам и богословам, позволяющим себе вести такие речи перед народом, придется ответить за это…
86. Или: Почему бы папе, который ныне богаче, чем богатейший из всех, не возвести хотя бы этот один храм св. Петра за свои деньги, а не за деньги бедных верующих?..
92. Посему пусть идут прочь все пророки, проповедующие народу Христову: «Мир, мир!», – а мира нет!»8
ДАЛЬНЕЙШАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ИСТИНЫ
Кроме написания этих 95 тезисов или утверждений, Мартин Лютер также принимал участие в публикации материала об оправдании, прощении грехов через Иисуса Христа и о других важных аспектах Евангелия. Эти тезисы и его публикации оказывали сильное влияние на людей. Мы читаем об этом следующее:
«Предложение Лютера привлекло всеобщее внимание. Его тезисы читались и перечитывались. В городе и университете поднялось большое волнение. Эти тезисы говорили о том, что ни папе, ни какому-либо другому человеку никогда не была дана власть прощать грехи и снимать наказание; что весь этот замысел является не чем иным, как только обманом и ловким способом добывания денег при помощи игры на суеверных чувствах народа; что это коварный план сатаны, губящий души тех, которые доверяют этим лживым притязаниям. И дальше в самых определенных выражениях следовало, что Евангелие Христа является самым драгоценным сокровищем церкви, и что открытая в нем благодать Божья даром дается всем тем, кто ищет ее путем раскаяния и веры».9
ЛЮТЕР ПЕРЕД СЕЙМОМ
В результате слов Мартина Лютера в Виттенберге была начата великая работа реформации. Папа и прелаты пытались уничтожить истины, представляемые Лютером. Ему пришлось предстать перед Сеймом в Вормсе, где ему задавались вопросы, и он был готов дать ответы:
«Твердо уповая на Бога, Лютер приготовился к предстоящей борьбе. Он обдумал план своего ответа, подобрал цитаты из своих личных сочинений и извлек соответствующие доказательства из Священного Писания для подтверждения своих слов. Затем, положив левую руку на открытую перед ним Священную Книгу, он поднял правую руку к небу и дал обет «оставаться верным Евангелию и свободно исповедовать свою веру, даже если он будет призван кровью запечатлеть свое свидетельство».
Когда он вновь предстал перед Сеймом, на его лице не было ни тени страха или смущения. Невозмутимый и спокойный, с неустрашимым благородством и мужеством он стоял там как свидетель Божий перед великими мира сего. Императорский сановник потребовал от него решительного ответа: намерен ли он отречься от своих учений? Лютер отвечал в покорном и кротком тоне; в его голосе не было слышно ни возбуждения, ни горячности. Он держался скромно и почтительно, но, вместе с тем, его уверенность и радостное выражение лица поразили все собрание».10
Когда ему велели дать краткий и ясный ответ на поставленный ему вопрос, готов ли он отказаться от своих доктрин, его ответ гласил:
«Я не могу подчинить свою веру ни папе, ни Соборам, ибо это ясно, как день, что они сами нередко заблуждались и противоречили друг другу. Если я не буду разубежден в приведенных мной цитатах свидетельством из Священного Писания или открытыми и разумными аргументами, и если все это не будет представлено на рассмотрение моего разума, плененного Словом Божьим, то я не могу отречься, и не отрекусь, ибо опасно для христианина говорить против своей совести. На сем стою, и я не могу поступить иначе; да поможет мне Бог. Аминь».11
ПРОТЕСТУЮЩИЕ
Мартин Лютер не один осуждал доктрину индульгенций и отстаивал истину. Князья Германии и многие протестующие объединились с ним против доктрины индульгенций. Они публично свидетельствовали в пользу истины, представляемой Лютером, и их свидетельство достигало другие страны и столетия.
«Они составили торжественное заявление и представили его Сейму:
«Мы торжественно заявляем перед Богом, нашим единым Творцом, Защитником, Искупителем и Спасителем, Который однажды будет судить нас, и также перед всеми людьми и всем творением, что и мы сами, и наши приверженцы не соглашаемся и не присоединяемся к изложенному в декрете решению, которое противоречит Богу, Его Святому Слову, нашей доброй совести и спасению наших душ».12
«Одним из самых благородных свидетельств, данных когда-либо в защиту Реформации, был протест христианских князей Германии на государственном Сейме в Шпейере в 1529 году. Мужество, вера и решительность этих мужей Божьих отвоевали свободу мысли и совести для грядущих поколений. После этого протеста реформированная церковь стала называться протестантской, его принципы составили «самую суть протестантизма».13
Обет, данный протестующими, гласит:
«По милости Божьей мы принимаем решение поддерживать проповедь чистого и единственного Его Слова, которое содержится в книгах Ветхого и Нового Заветов, не прибавляя к ним ничего, что могло бы противоречить ему. Это Слово – единственная истина, верное мерило всего учения и всей жизни, и оно никогда не подведет нас и не введет в заблуждение. Тот, кто строит на этом основании, устоит против всех сил ада, в то время как все человеческое безумие, восстающее против него, падет перед лицом Божьим».14
ПРОГРЕСС В РЕФОРМАЦИИ
В настоящее время протестантизм не такой, каким он был в XVI столетии. Сегодня большинство протестантских церквей оставили библейскую истину. Многие не принимают Ветхий Завет, считая, что он утратил свою силу, особенно Десять Заповедей, и заявляют, что этот нравственный Закон был дан только евреям. И они не повинуются Слову Божьему как единственному источнику истины. Они приняли традиции и новшества, внесенные в христианскую церковь, и сообразовались с ними. Они унаследовали их от язычества. Духовный Вавилон, мать замешательства, напоила всех своих дочерей вином заблуждения. Две основные доктрины, которые являются причиной замешательства, – это учение о святости воскресного дня и вера в бессмертие души.
Хотя Мартин Лютер не понимал всей истины Библии, потому что все еще верил в некоторые традиции (такие как существование чистилища, что видно из 95-го тезиса), все же он правильно понимал тот факт, что прощение приходит только через Иисуса Христа и что Господь предлагает его всем тем, которые принимают Его как Своего личного Спасителя.
Голос, который звучал в Виттенберге и отстаивал дело реформации, должен продолжать звучать до конца времени. Дух Пророчества ясно говорит об этом в следующих словах:
«Реформация не окончилась, как многие предполагают, с Лютером. Она будет продолжаться до конца истории мира. Лютер должен был совершить великую работу по распространению света, данного ему Богом; тем не менее, он не получил всего света, в котором нуждался мир. С того времени и вплоть до наших дней свет непрерывно изливается со страниц Священного Писания, и постоянно открываются новые истины».15
Мы должны быть очень благодарны Богу за сияющие истины, которые постоянно раскрываются на нашем пути. Сегодня мы имеем истины, которые не были известны в прошлом. Эти доктрины, вместе взятые, составляют настоящую истину для нашего времени. Будем же верными той части истины, которую мы уже знаем, и Господь даст больше света, пока мы не придем к совершенству в повиновении истине.
«Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18).
Ссылки:
- Великая борьба. – С.120.
- Там же. – С.125.
- Там же.
- Там же. – С.124.
- Там же. – С.126.
- Там же. – С.127, 128.
- Там же. – С.129, 130.
- Богословская семинария Конкордии (95 тезисов).
- Великая борьба. – С.130.
- Там же. – С.157, 158.
- Там же. – С.160.
- Там же. – С.202, 203.
- Там же. – С.197.
- Там же. – С.203.
- Там же. – С.148, 149.