Хлеба и зрелищ

Хлеба и зрелищ

Изменить размер шрифта:

«ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ» – этот принцип был взят на вооружение правителями древнего Рима с целью отвлечения граждан империи от политических волнений и возможных восстаний. Поэтому гражданам Рима было предоставлено чрезвычайно дешевое или даже бесплатное зерно и свободный доступ к развлечениям, таким как игры в цирке или бои гладиаторов. Оба эти элемента были компонентами стратегии отвлечения внимания людей от реальных аспектов их существования.

С другой стороны, термин «хлеба и зрелищ» используется для описания отсталого общества, интересы которого ограничены его элементарными потребностями и развлечениями и которое, в противовес развитому обществу, не имеет особого интереса к более высоким ценностям и идеалам. Такое мышление частично было представлено теми людьми, которые во времена Христа следовали за Ним либо за хлебом и рыбой, либо в ожидании стать свидетелями чудес Иисуса. Что касается Библии, то Слово Божье учит нас, что каждый должен работать «в поте лица», а не ждать, что хлеб будет дан ему просто так. «Тот, кто не хочет работать, тот не должен и есть», – говорит библейский принцип. Надеюсь, все мы согласны с этим.

Однако, что касается развлечений, то здесь мнения людей разнятся: люди имеют различные взгляды на отдых и развлечение. Совершенно ясно, что жизнь в наше время достаточно напряжена и невозможно постоянно «бежать на полной скорости», нам нужны также и периоды отдыха. Существует необходимость в разных видах релаксации: игры приравниваются к развлечениям, и радость игры для многих молодых людей становится приоритетом.

Этот феномен настолько распространен, что почти каждый из нас знает множество людей, для которых игра стала главным увлечением их жизни и заменила конфронтацию с реальной жизнью. Кроме того, есть множество людей, которые находятся в состоянии интенсивной занятости. Это связано с тем, что многие не справляются с требованиями реальной жизни, поскольку они почти никогда не испытывают успеха и удовлетворения, и поэтому вынуждены жить с постоянным чувством разочарования. И так как человек по своей природе настроен на успех, то он стремится к успешному завершению своей деятельности.

К сожалению, человек часто лишен успеха в реальной жизни в зрелом возрасте, поэтому ищет убежища в виртуальном мире игр, где он может хотя бы приобрести «очки» и, таким образом, испытать чувство достижения успеха. Это еще более привлекательно тем, что, играя, он может выступить против других, стать «экспертом» в этой области и, возможно, даже перейти на более высокий уровень игры.

В эпоху компьютеров и смартфонов такое поведение особенно актуально и распространено среди представителей всех возрастов и обществ. (Можно только поразиться тому, как рано малыши начинают увлекаться виртуальными играми, и насколько удовлетворены их родители, которые считают, что им повезло, им удалось, наконец, получить от своих детей оценку «хорошо»...) Даже если у таких людей в повседневной жизни нет успехов или же они просто работают плохо, то у них есть возможность стать героем виртуального мира, где они пользуются уважением и восхищением других игроков. Игры, как правило, имеют определенное отношение к ловкости и преодолению трудностей, и виртуальный мир предлагает людям всех возрастов почувствовать себя ловкими и сильными, что особенно приятно той категории людей, которые относительно неудачны в своей жизни, а тут они чувствуют себя успешными. «Я по-прежнему хорош в чем-то», «Я лучше, чем многие другие», «Я сделал это» – насколько бы ни были иллюзорны эти выводы, люди продолжают свой путь в игровом мире, и отчаянно нуждаются в этом, чтобы не погибнуть умственно от своих неудач. Поэтому неудивительно, что люди, в основном бессознательно, все больше и больше уходят из реальной жизни и находят свой путь в виртуальном мире. В конце концов, это естественная реакция, чтобы избежать того, что является сложным для вас, и искать и продвигать то, что легко и весело.

«И в чем же проблема?», – спросит кто-то. В том, что игровой мир фальсифицирует образ реальности и оценивает людей в кругу обманчивых идей, в результате чего реальности жизни теряются. Это стоит за горячим желанием уйти в игровой мир, уйти от печальной неудачи справиться с реальным миром и его проблемами. И «исполнение и хиты», которые люди пропустили в реальной жизни, они пытаются сбалансировать в игровом мире.

«Молодежь увлекается тем, чем и мир вокруг них. Те, которые любят удовольствия, открывают дверь потоку искушений. Люди теряют себя в общительной жизнерадостности и бездумном развлечении. Их ведут от одной западни к другой, пока они не потеряют как желание, так и способность жить полезной жизнью. Стремление души к Господу охлаждается, ее духовная жизнь омрачена. Все наиболее благородные эмоции души, все то, что связывает людей с духовным миром, разрушено». – Сокровищница свидетельств. – Т.3. – С. 280.

Нет необходимости в более весомых аргументах, чтобы подчеркнуть, что зависимость от азартных игр имеет пагубные последствия для большинства людей. Но как же это происходит при случайных играх в особых случаях? Например, во время конференций или молодежных лагерей? Соблюдается ли суббота от вечера до вечера? Например, можно ли «оправиться от напряженной программы субботы» через игры? Для некоторых более или менее молодых людей, не является ли это реальной проблемой на конференции и молодежных собраниях, а также решающим фактором качества проведения мероприятия? Являются ли уровни веселых и развлекательных критериев игры теми, которые можно использовать для измерения успеха отношений? Есть ли среди нас люди, которые не могут дождаться захода солнца, чтобы отправиться в мир игр?

Возможен ли случай, когда дети, которые не практиковали эти привычки до такой степени, «заражаются» на таких мероприятиях и приобретают эти привычки, которые они невольно поддерживают, и, даже возможно, затем переходят к другим, таким же?! И если это так, то кто несет за это ответственность? Вы или ваши родители, или организаторы, или проповедники и библейские работники, которые разрешают все это? Легко «умыть руки» как Пилат, говоря: «Это их вина, они добровольно делали это, и никто не заставлял их». Но будет ли такое оправдание по-прежнему действенно в последний день Господа? По словам Христа, похоже, что это не так: «Сказал также Иисус ученикам Своим: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят: лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтоб он соблазнил одного из малых сих» (От Луки 17:1, 2).

«Желание захватывающих и активных развлечений – это соблазн и ловушка для людей, особенно для молодежи. Сатана всегда использует момент, чтобы удержать нас от мысли о серьезной работе по подготовке к будущим событиям. Благодаря детям мира сего, он испытывает постоянное желание, чтобы вызвать у Божьих детей неосторожность участвовать в мирских удовольствиях. Есть деноминации, которые предлагают всевозможные лекции и бесконечное разнообразие развлечений, чтобы привить любовь к миру. Благодаря этой связи с миром вера ослабевает». – Советы родителям, учителям и студентам. – С.325.

Рассматривая текущее состояние мировой истории и неизбежное Пришествие Христа, которое указывает на все признаки и торжественность времени, оставленного нам перед лицом ожидающего нас суда, такое поведение кажется бессмысленным и безответственным. Оно подобно тому, как удовольствия и развлечения на «Титанике» были перед его крушением, с заметной разницей в том, что те жертвы не могли знать, что должно было произойти, в то время как мы имеем достаточно предупреждений. Подобное состояние существовало и во время жизни сестры Э. Уайт, и Дух Пророчества говорит следующее:

«Студенты потакали духу развлечений и веселья. Увлечение разными играми вытеснило Господа из их сознания, и Иисус стоял среди вас на игровой площадке, говоря: «О, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему!» (От Луки 19:42). «Вы и видели Меня, и не веруете» (От Иоанна 6:36). Да, Христос явил Себя вам; Он вызвал в вас глубокие чувства, когда Святой Дух воздействовал на ваши сердца. Но вы пошли по пути, на котором утратили эти святые чувства, и не смогли закрепить свою духовную победу. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (От Иоанна 6:37). Вы начали свой путь ко Христу, но вы не пребыли в Нем. Вы оставили Его, и осознание великих милостей и благословений, которые Он даровал вам, покинуло ваше сердце. Вопрос развлечений занял столько места в ваших помыслах, что после того, как вас посетил Дух Божий, вы принялись обсуждать его с таким великим рвением, что забыли обо всем». – Избранные вести. – Кн.1. – С.136.

«Благодаря вашей страсти к играм вы проигнорировали слова Христа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (От Марка 14:38). Место, которое должен был занять Иисус, было незаконно занято вашим пристрастием к играм. Вы выбрали удовольствие, отвергнув Святого Духа. Вы не следовали примеру Иисуса, Который сказал: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (От Иоанна 6:38). Умы настолько наполнены своими земными желаниями и склонностями и настолько истощены этими привычками, что не могут понять истинного значения слова Божьего. Следовать за Иисусом многими людьми считается мрачным и скучным, потому что они должны отказаться от удовольствий и безумств мира». – Там же. – С.136, 137.

Но для того, чтобы сохранить равновесие и не придерживаться одностороннего взгляда, нужно сказать, что верующим, молодым и старым, также необходимо время для совместного времяпровождения, в котором они смогут наслаждаться дружескими, гармоничными отношениями. Когда эти отношения проявляются в общении у взрослых, это оказывает благочестивое влияние на младших членов семьи в выборе игр; родителям необходимо участвовать в играх своих детей, а иногда даже быть как «дитя... посреди них», т.е. стать на время детьми.

«Молодые люди не могут быть такими же спокойными и серьезными, как пожилые, и ребенок не может быть таким зрелым, как отец. В то время как греховные удовольствия в основном должны быть отвергнуты, родители, учителя и руководители молодежи могут заменить их на невинные радости, которые не смогут запятнать или испортить их действия. Не принуждайте молодежь к соблюдению строгих правил, благодаря которым они чувствуют себя ограниченными, а затем вырываются и ведут себя глупо и разрушительно. Поддерживайте принципы лидерства твердой, доброй и внимательной рукой. Ведите и направляйте свои мысли и намерения, но так хорошо, так мудро и с любовью, чтоб они чувствовали, что вы хотите им только лучшего». – Советы родителям, учителям и студентам. – С.335.

Следовательно, нельзя и нет нужды избегать всех видов развлечений, но нужно различать вредные и безвредные их формы. Хотя некоторые из них не могут быть разрешены, всегда следует иметь безвредную альтернативу: «Нельзя перегружать мозг напряженной умственной работой и учебой, так как нервные клетки мозга быстро изнашиваются. Учащимся нужны не только умственные, но и физические упражнения. Однако в развлечениях, как и в любом другом деле, надо знать чувство меры. Необходимо также внимательно думать о том, какие развлечения выбирать». – Свидетельства для церкви. – Т.4. – С.652.

«Чтобы отвлечь наших детей от мирских удовольствий, которые, как правило, разрушают их и приводят к заблуждениям, мы должны обеспечить им невинный отдых, чтобы вести их по приятным путям, где нет опасности. Ни один ребенок не должен иметь грустный или мрачный опыт. Божественные повеления, Божественные обетования показывают, что это так. «Пути мудрости – это дружеские пути, и все стези ее – мир» (Притчи 3:17, перевод Эльберфельда). – Ревью энд Геральд, 29 января 1884 года.

«Есть другие виды досуга, благоприятно сказывающиеся на состоянии ума и тела. Просвещенный, разборчивый человек найдет себе множество достаточно безобидных и даже назидательных развлечений. Отдых на свежем воздухе, созерцание Божьих дел в природе принесут наивысшую пользу». – Свидетельства для церкви. – Т.4 – С.653.

Однако как мы можем различать две формы развлечений? Ответ находим в Свидетельствах: «Существует четкая разница между общественным собранием последователей Христа, которые вместе восстанавливают свои силы, и мирскими собраниями для удовольствия и времяпрепровождения. Среди молитв и бесед о Христе и о святых вещах можно услышать смешные и поверхностные разговоры мирских людей. Они всегда хотят повеселиться. Их радости начинаются глупо и заканчиваются тоже пустым». – Ревью энд Геральд, 25 мая 1886 года.

«Существует разница между отдыхом и развлечением; отдых, в верном смысле этого слова, означает восстановление умственных и физических сил. Отвлекая нас от обычных забот и занятий, он восстанавливает мышление и физические силы, и, таким образом, организм обновляется, чтобы вернуться к серьезной работе. А развлечения – это стремления к удовольствию, что сопряжено зачастую с излишествами: оно поглощает энергию, которая требуется для полезной работы, и, таким образом, становится помехой к достижению цели». – Воспитание. – С.207.

Среди дешевых форм развлечения не рекомендуются различные игры, которые можно добавить к нижеперечисленным, и которые имеют с ними сходные черты: «Есть развлечения, как, например, танцы, игра в карты, в шахматы, в шашки, которых мы не можем одобрить, потому что это осуждается Небом. Эти развлечения открывают дверь великому злу. Они действуют неблаготворно и оказывают возбуждающее влияние, прививая некоторым страсть к подобным развлечениям, что приводит к азартным играм и мотовству. Христиане должны осуждать все эти игры, и вместо них нужно устраивать нечто вполне безобидное». – Христианский дом. – С.498.

«Но мы не должны наслаждаться развлечениями, такими как танцы, карточные игры, шахматы, игры в кости и так далее, мы в них не участвуем, потому что Небо осуждает их. Эти игры открывают дверь для больших зол. Они отнюдь не полезны в их основном направлении, но оказывают провокационное влияние и развивают в некоторых умах страсть к таким развлечениям, которые приводят к диссипации (мотовство, разложение, разврат). Все эти игры христиане должны ненавидеть и предпочесть им безвредные удовольствия». – Призыв к молодежи. – С.249.

«Избегая ложного и притворного, сторонясь скачек, игры в карты, лотереи, соревнований на призы, отказываясь от употребления спиртного и табака, мы должны обращаться к чистым, благородным, возвышенным источникам, которые могут доставить нам удовольствие». – Христианский дом. – С.499.

«Истинный христианин не пожелает идти в какое-либо увеселительное место или участвовать в каком-нибудь развлечении, на которые он не может попросить Божьего благословения. Его не увидишь ни в театре, ни в бильярдном зале, ни в боулинге. Он не будет присоединяться к беспечным танцорам или участвовать в каком-либо другом опьяняющем удовольствии, которое изгоняет Христа из разума». – Там же. – С.515.

«Игра в карты должна быть запрещена. Само общество таких людей и их обычаи опасны. Князь тьмы председательствует в игорных залах и повсюду, где играют в карты. Злые ангелы являются привычными посетителями подобных мест. Ничто в этих развлечениях не является благотворным для души и тела. Ничто не укрепляет ум, не наделяет его ценными идеями для дальнейшего применения. Разговоры ведутся на банальные и унизительные темы». – Там же. – С.517, 518.

«Прежде чем принимать участие в любой из игр, есть несколько вопросов, на которые нужно дать ответ. В развлечениях весьма необходимо проявлять воздержание, как и во всех других занятиях. И характер этих развлечений должен быть внимательно и тщательно рассмотрен. Каждый молодой человек должен задать себе вопрос: как будут влиять эти развлечения на мое физическое, умственное и моральное состояние? Не ослепят ли они мой ум настолько, что я забуду Бога? Не затмит ли это для меня Его славу? Не подсказывает ли мой мозг, что мне не следует идти туда? Будет ли в моем сознании ощущение спокойствия все это время?» – Там же. – С.512.

«Давайте никогда не будем забывать о том, что Иисус является источником истинной радости. Ему не доставляют удовольствия страдания людей, но Он любит видеть их счастливыми». – Там же. – С.513.

«В зоне досягаемости христиан находится множество источников счастья, и они с безошибочной точностью могут сказать, что эти удовольствия законны и справедливы. Они могут наслаждаться такими развлечениями, которые не развращают ум и не портят душу, которые не разочаруют и не окажут печального влияния, приводящего к потере самоуважения или к сознанию собственной никчемности. Если они пригласят с собой Иисуса и будут поддерживать молитвенных дух, то будут находится в полной безопасности». – Там же. – С.513.

«Благополучие человека не должно подвергаться опасности через удовлетворение какого-либо эгоистичного желания, и нам следует избегать развлечений, которые так околдовывают ум, что простые жизненные обязанности кажутся скучными и неинтересными. Через потворство таким удовольствиям в уме утверждаются неверные понятия, и сатана так извращает мысли, что ошибочное кажется правильным. Тогда всякое ограничение и подчинение родителям, как поступал Христос, кажутся невыносимыми». – Там же. – С.513, 514.

Поэтому важно относиться к этой теме внимательно и ответственно, чтобы в конечном итоге не было нежелательных последствий: «Плотский ум стремится к удовольствиям и самоугождению. Сатана упорно работает над тем, чтобы насаждать это. Он старается привить людям склонность к мирским развлечениям, чтобы у них не было времени задать себе вопрос: а как насчет моего спасения? Любовь к удовольствиям заразительна! Когда это происходит, мысли бросаются из одной точки в другую, всегда находясь в поисках удовольствий». – Там же. – С.521.

«Мирские удовольствия захватывают людей, и ради этого сиеминутного удовольствия многие жертвуют дружбой с Небом, которая приносит мир, любовь и радость. Но эти выбранные объекты наслаждения скоро начинают вызывать отвращение и не приносят удовлетворения». – Там же. – С.521.

«Наш век – это время без прецедентного стремления к удовольствиям. Разложения и безрассудная невоздержанность господствуют повсюду. Толпы жаждут развлечений. Разум становится легкомысленным и пустым, потому что он не приучен к размышлению и исследованию». – Там же. – С.521.

«Религия Христа оказывает обнадеживающее и бодрящее влияние. Это отнюдь не глупые шутки, глупые игры и тщеславная, слегка болтливая похвала. В течение каждого времени восстановления мы можем набирать силу, новый заряд мужества и новые способности из всех возможных источников, чтобы мы могли с большим успехом преуспеть в том, чтобы возвысить нашу жизнь до истинного благочестия, чистоты и святости». – Призыв к молодежи. – С.280.

«Несчастные души увлечены дикой гонкой за мирскими удовольствиями и земными благами. Они не знают ничего более желанного. Но театры, азартные игры, скачки не насыщают их души. Человеческие существа созданы не такими, чтобы насыщаться подобным образом и тратить деньги на то, что не хлеб. Покажите им, как непреходящая слава небес бесконечно превосходит мимолетные радости и удовольствия мира. Стремитесь убедить их в той свободе, надежде, в том покое и мире, которые несет Благая весть. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек», – провозгласил Христос». – Евангелизм. – С.267, 268.