Только Писанием
Изменить размер шрифта:
«Иисус сказал [саддукеям] в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (От Матфея 22:29).
«Не признающий иного основания для веры, кроме Священного Писания, Лютер был человеком своего времени, через которого Бог совершил великую работу по реформации церкви и просвещения мира».1
В этом чтении, написанном в честь 500-летия великой Реформации XVI столетия, начатой Лютером, мы сосредоточимся на принципе «Только Писание» – фундаментальном понятии в великой Реформации.
ЛЮТЕР ПОЗНАЕТ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
В 1503 году, когда Лютеру было 20 лет, он впервые увидел Библию. В течение следующих 20 лет он не только овладел содержимым Библии, но также перевел Новый Завет с греческого языка на немецкий и начал перевод Ветхого Завета.
«Однажды, просматривая книги в университетской библиотеке, Лютер нашел латинскую Библию. До этого он никогда не видел такой книги и даже не подозревал о ее существовании. При общественных богослужениях он слышал отдельные отрывки из Евангелия и Посланий, и предполагал, что это и составляет полную Библию. Но теперь он впервые увидел всю Библию. Со смешанным чувством благоговения и изумления он перелистывал священные страницы. С бьющимся и трепещущим сердцем он читал слова жизни, временами останавливаясь и восклицая: «О, если бы Бог дал мне такую книгу!». – История Реформации XVI столетия, Д’Обинье. – Кн.2. – гл.2. Ангелы небесные окружали его, и лучи света, исходящие от престола Божьего, открывали ему сокровища истины».2
«После своего возвращения из Рима Лютер получил в Виттенбергском университете степень доктора богословия. Теперь он был свободнее и мог, как никогда раньше, посвятить себя изучению Священного Писания, которое он так горячо любил. Он дал торжественный обет, что во все дни своей жизни будет старательно изучать Слово Божье и с верностью проповедовать его, а не изречения и догмы пап. Теперь Лютер не был больше простым монахом или профессором, но авторитетным вестником Библии и был призван пасти стадо Божье, которое жаждало и алкало истины. Он решительно заявил, что христианство не должно принимать никаких других учений, кроме тех, которые основываются на Священном Писании. Эти слова наносили сокрушительный удар по самому основанию папской власти. В этих словах заключался жизненный принцип Реформации».3
Из-за того, что Лютер верил в доктрины Библии, а не в вероучения папства, его отлучили от церкви и осудили, как еретика.
Несколько раз его вызывали явиться перед Сеймом (Национальным советом Германских государств, под управлением императора Карла V), чтобы попытаться убедить его отказаться от его веры в Священное Писание. В своем торжественном обращении к Сейму, в Вормсе в 1521 году, Лютер сказал:
«Так как Ваше императорское величество и их княжеские светлости требуют от меня определенного, простого и прямого ответа, то я готов ответить вам: я не могу подчинить свою веру ни папе, ни Соборам, ибо это ясно, как день, что они сами нередко заблуждались и противоречили друг другу. Если я не буду разубежден в приведенных мной цитатах свидетельством из Священного Писания или открытыми и разумными аргументами, и если все это не будет представлено на рассмотрение моего разума, плененного Словом Божьим, то я не могу отречься, и не отрекусь, ибо опасно для христианина говорить против своей совести. Я здесь стою перед вами, и я не могу поступить иначе; да поможет мне Бог. Аминь». – Д’Обинье. – Кн.7. – Гл.8.
Так стоял этот праведный муж, утвердившись на истинном основании Слова Божьего. Небесный свет озарял его лицо. Величие и чистота его характера, его сердечный мир и радость были обнаружены перед всеми…»4
Таким образом, работа нравственной и духовной реформы была основана на написанном Слове Божьем.
ИСТИНА СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ
Относительно природы и достоверности Священных Писаний мы рассмотрим некоторые важные факторы:
1. Их Божественное вдохновение.
«Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:20, 21).
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16, 17).
«Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их» (Исаии 34:16).
«В Своем Слове Бог передал людям знание, необходимое для спасения. Священные Писания необходимо принимать как авторитетное, безошибочное откровение Его воли».5
2. Средство общения между Богом и человечеством.
Священное Писание – это голос Божий, обращенный к нам так, как будто мы слышим его «вживую». Здесь мы находим подлинную историю мира и, в особенности, происхождение человечества, без тени сомнения. Здесь написано об Иисусе Христе, нашем Спасителе и Его апостолах, а также о Его церкви и доктринах.
Написанная 40 авторами под Божьим вдохновением за 1600 лет, Библия переводилась и публиковалась чаще любой другой книги в истории. Части Библии были переведены на 2400 разных языков, Новый Завет был переведен на 1115 языков, а полная Библия переведена на 426 языков. (Сегодня ученые признают, что в мире существует 6900 языков, поэтому еще многое необходимо сделать.)
3. Священное Писание достойно нашего доверия.
«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалтирь 118:105). «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей» (Псалтирь 118:160). Писание имеет Божественное происхождение, поэтому его нельзя приравнивать к традициям, а тем более к учению и утверждениям высокого понтифика. Писание в совершенстве открывает волю Бога и учит всему, что необходимо знать человеку, чтобы быть спасенным. В нем очень детально и полно описан способ поклонения, которого требует Бог. Следовательно, никто, даже проповедники и служители, не имеют права учить чему-то, что отличается от того, чему учит нас сегодня Писание. Апостол Павел предостерегал верующих в Галатии: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (К Галатам 1:8). Господь строго запрещает прибавлять или отнимать что-либо от Слова Божьего (см. Второзаконие 12:32 и Откровение 22:19). Очевидно, что учение, содержащееся в Писании, совершенно во всех смыслах. Мы не должны считать произведения людей, какими бы святыми и совершенными они ни были, равноценными Священному Писанию. Мы не должны предполагать, что обычаи, мнение большинства, древние традиции, преемственность времен и людей, соборы, декреты или уставы могут иметь ту же ценность, что и истина Бога, потому что Его вечная истина превыше всего остального.
4. Слово Божье превыше всего.
Господь повелевает нам: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (От Иоанна 5:39).
Народ Божий должен признавать человеческую власть как Божественное установление и должен учить повиновению властям как священной обязанности в правовой сфере. Однако если требования власти идут вразрез с Божьими требованиями, Божье Слово должно быть превыше всякого человеческого закона. «Так говорит Господь» нельзя отложить в сторону или заменить на «Так говорит церковь или государство». Венец Христа должен быть возвышен над всеми коронами земных властей.
Принцип, который мы должны отстаивать в это время, – это тот же принцип, которого придерживались поборники Евангелия в великой Реформации. Когда князья собрались на сейме в Шпейере в 1529 году, казалось, что надежда мира умирала. На этом собрании был представлен декрет императора, ограничивающий свободу религии и запрещающий любое распространение учения реформации.
Примут ли князья Германии этот декрет? Неужели свет Евангелия будет сокрыт от множества людей, находящихся во тьме? Там велись дебаты по жизненно важным вопросам для мира. Те, которые приняли реформированную веру, собрались и единогласно решили: «Мы отвергаем декрет. В вопросах совести сила большинства не должна одерживать победу».
Знамя истины религиозной свободы, столь высоко поднятое теми реформаторами, было доверено нам в этом последнем конфликте. Мы должны принять его. Ответственность за этот великий дар лежит на тех, кого Бог благословил познанием Своего Слова. Мы должны признать это Слово как верховный авторитет и принять вдохновенные истины, которые там записаны. Мы сможем оценить их, только если будем изучать, лично исследуя.
Затем, сделав Слово Божье руководством нашей жизни, мы действительно получим ответ на молитву Христа о нас: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (От Иоанна 17:17). Признание истины на словах и делах – это наше исповедание веры. Только тогда другие узнают о том, что мы верим в Библию.
Реформаторы, чей протест дал нам имя «протестанты», почувствовали, что Бог призвал их представить Евангелие миру, и поэтому они готовы были пожертвовать своим имуществом, свободой и даже жизнью ради этого заветного дела. Верны ли мы своему наследию в этом последнем конфликте великой борьбы точно так же, как реформаторы были верны своему?
Даже перед лицом преследования и смерти эти смелые пионеры повсюду распространяли истину для того времени. Слово Божье было донесено до людей; все классы, низшие и высшие, богатые и бедные, образованные и невежественные, ревностно изучали его и, приняв свет, также становились вестниками. В те дни истина часто доносилась в дома людей посредством печатных страниц. Перо Лютера обладало силой, и его труды, широко распространившись, потрясли мир. Те же средства находятся и в нашем распоряжении, однако ресурсов у нас в сотни раз больше. Библии и публикации на разных языках, представляющие истину для этого времени, доступны нам и могут быть быстро распространены по всему миру. Мы должны быть прилежными в исследовании Библии и ревностными в распространении света!
ХРИСТИАНСТВО И РЕФОРМАЦИЯ СЕГОДНЯ
«Реформация не закончилась со смертью Лютера, как многие полагают. Она будет продолжаться до последних дней истории этого мира. Лютеру предстояло совершить великое дело, отражая свет, которым Бог осветил его разум. Однако он не получил весь свет, который должен был излиться миру. Начиная со времен Лютера и до наших дней, новый свет постоянно освещает Священное Писание, раскрывая все новые и новые истины Божественного Слова.
Лютер и его сподвижники совершили благое дело для Господа, но поскольку они были выходцами из римско-католической церкви, то верили во многие ошибочные положения ее вероучения и отстаивали их. По этой причине они не смогли распознать все заблуждения папства. Лютеру и его последователям предстояло сломать оковы Рима и дать миру Слово Божье, однако им не удалось раскрыть людям все истины, и они не отвергли многие серьезные заблуждения. Большинство реформаторов продолжали отмечать не только первый день недели, но и другие католические праздники. Они не считали празднование первого дня недели утверждением Божественной власти, а полагали, что его необходимо соблюдать как общепринятый день поклонения Богу. Среди реформаторов были и такие, кто почитал субботу, следуя четвертой заповеди. Им принадлежит почетное место среди реформаторов церкви, так как они доказывали и отстаивали истину, пренебрегаемую даже протестантами.
Речь идет о непреложности четвертой заповеди и обязательности ее соблюдения, как об этом говорит Библия. Когда Реформация рассеяла тьму, покрывавшую все христианство, во многих странах нашлись люди, соблюдающие истинную субботу.
Получившие великие благословения Реформации не пошли дальше по пути, на который когда-то благородно вступил Лютер. Время от времени появлялись верные и посвященные Богу люди, которые провозглашали новую истину и разоблачали сокрытое доселе заблуждение, которому римская церковь следовала многие века; однако большинство, подобно иудеям во дни Христа или папистам во времена Лютера, верило в то, чему верили их отцы, и жило так, как жили их предки. Поэтому религия вновь деградировала до уровня формализма, и все заблуждения, которые должны были уступить место истине, если бы церковь продолжала ходить во свете Божьего Слова, и все суеверия по-прежнему имели место и ревностно оберегались. Так дух, который вдохнула Реформация в церковь и в общество, постепенно угасал, пока наконец не назрела столь же великая необходимость обновления в самих протестантских церквах, как это было в католических во времена Лютера. Среди протестантов наблюдался тот же духовный застой, такое же почтение к мнению смертных людей, тот же дух светскости, та же замена Слова Божьего человеческими теориями и измышлениями. Под личиной святости скрывались гордость и расточительство. Сближение с миром привело церковь к растлению. Таким образом, были низвержены великие принципы, ради которых так много потрудились и пострадали Лютер и его сподвижники.
Когда сатана понял, что ему не удалось подавить истину посредством преследования, он вновь воспользовался своим испытанным оружием – склонил сторонников Реформации к тому же компромиссу, который привел к отступничеству и католическую церковь. Дьявол склонил христиан к союзу не с язычниками, а с теми, кто, поклоняясь богу века сего, проявили себя настоящими идолопоклонниками.
Сатана больше не мог скрывать от людей Библию – теперь все могли свободно читать ее, но он побудил тысячи верующих принять ложные толкования Слова Божьего и ошибочные учения, не утруждая себя личным исследованием Священного Писания. Он извратил библейские доктрины, а традиции и предания человеческие, с помощью которых впоследствии были погублены миллионы людей, пустили глубокие корни. Церковь всячески поддерживала и защищала эти традиции и предания, вместо того чтобы «подвизаться за веру, однажды преданную святым».6
СЛОВО БОЖЬЕ ПОБЕДИТ
«Безбожный Вольтер однажды хвастливо заявил: «Я устал слышать, как народ твердит, что двенадцать человек положили основание христианской религии. Но я докажу, что достаточно одного человека, чтобы уничтожить ее». После его смерти прошло не одно поколение. Миллионы людей объединялись в войне против Библии. Но как недосягаема эта Книга, и как далека она от уничтожения! Если во времена Вольтера она была в сотне экземпляров, то теперь она исчисляется в десятках тысяч, в сотнях тысяч. Один из реформаторов, принадлежавший к ранней эпохе этого Движения, так сказал относительно христианства: «Библия – это наковальня, и не один молот разбился об нее». Господь говорит: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь» (Исаии 54:17).
«Слово Бога нашего пребудет вечно» (Исаии 40:8). «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Псалтирь 110:7, 8).
Все, что сооружается на человеческом авторитете, будет свергнуто, но то, что созидается на скале неизменного Слова Божьего, будет стоять вечно».7
«В этом веке все запятнано и испорчено ложью и выдумками. Теперь для основания нам необходима надежная истина. Мужчины и женщины спят. Молодежь околдована, очарована ложью. Они ставят в основание дерево, сено и солому, которые будут сожжены огнем последнего дня. Разум будет таким же, как пища, которой он питается. Есть только одно лекарство – хорошо ознакомиться с Писанием. В исследовании Библии нельзя переборщить. Христос сказал: «Исследуйте Писания», но наше плотское сердце предпочитает исследовать все остальное, но не Писание».8
«Мы строим для вечности. Пусть же наш характер носит отпечаток Божественного в чистых, благородных речах, в правильных поступках. Тогда вся небесная Вселенная увидит и скажет: «Хорошо добрый и верный раб»… Великое, грандиозное строение может устоять и в это время, и в вечности. Это здание должно пройти великую проверку. Прочное ли основание? Построено ли оно на исполнении Слова Божьего? Слово Божье предостерегает каждого: «Каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.».9
Ссылки:
- Великая борьба. – С.120.
- Там же. – С.122.
- Там же. – С.125, 126.
- Там же. – С.160.
- Моя жизнь сегодня. – С.41.
- История спасения. – С.353-355.
- Великая борьба. – С.288.
- Рукописи. – Т.6. – С.260.
- Там же. – Т.10. – С.197.
Приглашаем вас присоединиться к нашему онлайн курсу "Четыре евангелия"