Ежедневные библейские уроки

Евангелие от Иоанна часть 4

Урок 10. Возлюбленный ученик

Изменить размер шрифта:

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Иоанна 1:2).

Дополнительные материалы для изучения: Свидетельства для церкви. – Т.5. – С.236-248.

«Иоанн, любимый ученик, более всех покорился силе дивной жизни [Христа]». – Желание веков. – С.250.

1. ХАРАКТЕР ИОАННА Вс, 30 нояб.

а. Какими серьезными недостатками характера обладал Иоанн?

От Марка 3:17: «Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть ″сыны громовы″».

«Столь замечательные черты характера не были присущи Иоанну от рождения; он приобрел их позднее. У него были серьезные недостатки. Он был не только гордым, тщеславным и склонным к самоутверждению, но и неуравновешенным человеком, не переносящим оскорбления. «Сынами громовыми» называли Иоанна и его брата. Возлюбленный ученик имел злой нрав, ему были присущи придирчивость и мстительность». – Деяния апостолов. – С.540.

б. Какой опыт ясно показал мстительный характер Иоанна и его брата Иакова?

От Луки 9:51-56: «51 Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим; 52 и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; 53 но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение».

«В миссии Христа нет и не может быть никакого принуждения. Он никому не навязывает Себя. Это сатана и люди, движимые его духом, стремятся поработить совесть. Так называемые ревнители правды, состоящие в сговоре со злыми ангелами, иногда причиняют страдания своим ближним, пытаясь навязать им собственные представления о религии; Христос же проявляет милосердие, стремясь завоевать сердце Своей любовью, не признавая половинчатого служения и не желая сосуществовать с кумирами в человеческом сердце. Он тем не менее принимает только добровольное служение, добровольное подчинение души, влекомой любовью». – Деяния апостолов. – С.541.

1. Какие негативные черты характера Христос жаждет преобразовать во мне?

2. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ Пн, 1 дек.

а. Чему нам следует научиться из просьбы Иоанна, которая едва не стала причиной серьезного разделения среди апостолов?

От Марка 10:35-37: «35 [Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей»;

От Марка 9:35: «И, сев, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».

«Однажды Иоанн вступил в спор с несколькими своими братьями о том, кто из них больше. Они не хотели, чтобы их слова достигли слуха Учителя; но Иисус прочитал их сердца и воспользовался возможностью преподать Своим ученикам урок смирения. Этот урок предназначался не только для маленькой группы, слушавшей Его слова, но должен был быть записан для всех Его последователей до конца времен. [От Марка 9:35 цитируется].

Те, которые обладают духом Христа, не будут стремиться занять положение выше своих братьев. Именно тот, кто мал в своих собственных глазах, будет считаться великим в очах Божьих». – Освященная жизнь. – С.55, 56.

б. Какая ошибочная надежда вдохновила его на это прошение?

Деяния 1:6: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?».

«Несмотря на многократные наставления Христа относительно природы Его Царства, молодые ученики все еще лелеяли надежду, что Мессия взойдет на престол и примет трон и царственную власть в соответствии с мечтами людей». – Деяния апостолов. – С.541, 542.

в. Как Иисус исправил Иоанна и других учеников?

От Марка 9:38-41: «38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. 40 Ибо кто не против вас, тот за вас. 41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

«Иаков и Иоанн встретили человека, который, не будучи явным последователем Христа, изгонял бесов Его именем. Ученики, думая, что поступают верно, запретили ему это делать. Но когда они рассказали об этом Христу, Он укорил их… Они не должны были отталкивать людей, дружелюбно настроенных к Иисусу. Ученикам же не мешало избавиться от узости мышления и духа исключительности; более того, они должны были проявлять то же сочувствие к людям, которое видели в своем Господе. Иаков и Иоанн, поступая так, думали, что защищают честь Иисуса, и лишь позже, осознав, что проявили ложную ревность, признали свою ошибку и приняли обличение». – Деяния апостолов. – С.543, 544.

2. Как я должен реагировать, когда другие не ценят меня?

3. ПРЕОБРАЗОВАННЫЙ ХАРАКТЕР Вт, 2 дек.

а. Что произошло с Иоанном, когда он созерцал характер Христа, и чему мы должны научиться из этого?

1 Иоанна 1:2, 3: «2 Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом».

«Изо дня в день [Иоанн] видел чуткость и великодушие Иисуса, так отличавшиеся от его вспыльчивости, слышал Его наставления о смирении и терпении. Он открыл свое сердце Божественному влиянию и стал не только слушателем, но и исполнителем слов Спасителя. Его ″я″ растворилось во Христе. Он научился нести иго и бремя Христа.

Иисус порицал Своих учеников и предостерегал их, но Иоанн и его братья не покинули Его. Они выбрали Иисуса, несмотря на Его обличения. Спаситель не оставил их, несмотря на все их слабости и ошибки, и они продолжали до конца делить с Ним все испытания, постигая Его уроки. И поскольку они взирали на Христа, то и сами преобразились». – Желание веков. – С.295, 296.

«В характере человека могут быть заметные недостатки, но, когда он становится истинным учеником Иисуса, сила Божественной благодати превращает его в новое творение. Любовь Христа преображает, освящает его. Однако когда люди исповедуют себя христианами, а их религия не делает их лучшими мужчинами и лучшими женщинами во всех отношениях жизни – живыми представителями Христа в поведении и характере, – они не Его». – Освященная жизнь. – С.55.

б. Будучи преображен любовью Иисуса, с какой вестью обращается Иоанн ко всем верующим?

1 Иоанна 2:3-5: «3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 4 Кто говорит: ″я познал Его″, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем»;

1 Иоанна 3:18: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною»;

1 Иоанна 4:7, 16: «7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… 16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

«Иоанн стремился показать верующим, какие чудные благословения они получат, проявляя дух любви. Ее спасительная сила могла бы подчинить себе все другие побуждения и поднять людей над тлетворным влиянием мира. И если бы эта любовь наполнила все их существо и стала движущей силой жизни, они бы безраздельно доверяли Богу и Его провидению. Тогда они смогли бы прийти к Нему с твердой верой, зная, что получат от Него все потребное для настоящего и вечного благополучия». – Деяния апостолов. – С.551, 552.

3. Какой урок я могу извлечь из того, что было главной целью преобразованного Иоанна?

4. КАК ЭТО ОТНОСИТСЯ К НАМ? Ср, 3 дек.

а. Как и в случае с Иоанном, какое опасное зло преобладало в церкви в Коринфе и может так же легко преобладать в нас сегодня?

1 Коринфянам 3:1-3: «1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?».

«Господь излил на Свою церковь большие благословения. Справедливость требует, чтобы она возвратила вверенные ей таланты с прибылью. По мере увеличения вверенных ей сокровищ истин, ее долг увеличивается. Однако вместо того, чтобы становиться все более совершенной, она даже отошла от того, что имела в первый период христианства. Эта перемена в ее духовном состоянии происходила постепенно, медленно и почти незаметно. Войдя в дружеские отношения с миром, и стремясь к похвале, ее вера потускнела, прежняя ревность погасла, и пламенная преданность уступила место мертвой формальности. Каждый шаг, направленный к миру, был шагом удаления от Бога. С появлением гордости и мирского честолюбия начал удаляться дух Христа, и вместо него в церковь проник дух соперничества, разделения, споров, раздоров, и все это ослабляло и ухудшало ее духовное состояние». – Свидетельства для церкви. – Т.5. – С.240, 241.

«Разум, отвлеченный завистью и спорами, не в состоянии понять глубокие духовные истины Слова Божьего». – Там же. – С.241.

б. Каким образом мы призваны к более высокому призванию, чем это?

К Галатам 5:13-16: «13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. 14 Ибо весь закон в одном слове заключается: ″люби ближнего твоего, как самого себя″. 15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. 16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».

«В Божьем плане нет места эгоистичному соперничеству». – Воспитание. – С.225.

«Христианам следует считать своим религиозным долгом подавление духа зависти или соперничества. Они должны радоваться тому, что у собратьев более высокая репутация и что они добились больших успехов, даже если при этом их собственные достижения и характер окажутся в тени. Именно гордость и тщеславие, взлелеянные в сердце, изгнали сатану с неба. Эти пороки глубоко укоренились в нашей падшей природе, и, если их не удалить, они вытеснят все добрые и благородные качества характера и принесут пагубные плоды зависти и вражды.

Нам следует стремиться не к величию, а к истинной благости. Имеющие ум Христов всегда остаются скромного мнения о себе. Они трудятся во имя чистоты и процветания церкви и готовы скорее пожертвовать своими интересами и желаниями, лишь бы только не допустить разногласия между братьями». – Свидетельства для церкви. – Т.5. – С.242.

4. Почему дух соперничества является такой большой проблемой сегодня?

5. ВОСПИТАНИЕ – КЛЮЧ Чт, 4 дек.

а. Как наше воспитание может помочь или помешать нам избежать искушения предаться духу соперничества?

2 Коринфянам 10:12: «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно»;

К Филиппийцам 2:3: «Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя»;

К Колоссянам 2:8: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».

«В наших учебных заведениях необходимо было оказывать влияние, которое противостояло бы влиянию мира и не поощряло бы потворство аппетиту, эгоистичное удовлетворение чувств, гордость, честолюбие, любовь к нарядам и показухе, любовь к похвале и лести, борьбу за высокие награды и почести в качестве вознаграждения за хорошую ученость. Все это должно было пресекаться в наших школах. Невозможно избежать всего этого, отправляя детей в государственные школы, где они ежедневно будут соприкасаться с тем, что загрязнит их нравственность. Во всем мире наблюдалось такое сильное пренебрежение правильным домашним воспитанием, что дети в государственных школах в большинстве своем стали распутны и погрязли в пороке.

Работа, которую мы как народ должны были совершить в этом вопросе, заключалась в создании школы и выполнении работы, о которой Иисус Христос из облачного столпа говорил как о работе Своего народа – обучать и воспитывать наших детей и молодежь в духе заповедей Божьих. Явное пренебрежение Законом Божьим со стороны окружающего мира пагубно сказывалось на нравственности тех, которые считали себя соблюдающими Закон Божий. Но мы призваны следовать примеру Авраама. О нем Господь сказал: ″Я знаю его, что он заповедает сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд″ (перевод с англ.).

Аврааму пришлось покинуть свою страну и дом своего отца и поселиться в чужой земле, чтобы успешно ввести новый порядок вещей в своем доме». – Основы христианского воспитания. – С.286.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Пт, 5 дек.

1. Какие негативные черты характера Христос жаждет преобразовать во мне?

2. Как я должен реагировать, когда другие не ценят меня?

3. Какой урок я могу извлечь из того, что было главной целью преобразованного Иоанна?

4. Почему дух соперничества является такой большой проблемой сегодня?

5. Как воспитание ребенка может сильно изменить его жизнь?